Об архитектурных особенностях Храма Всех Святых в земле Российской просиявших рассказывают супруги Игорь Курицын (архитектор) и Марьяна Антипова (дизайнер по интерьерам).
…Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени — белый камень.
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал — и зарделась ты.
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали…
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли.
Отрывок из стихотворения «Церковь Покрова на Нерли», Н. Коржавин, 1954 г.
![](http://rusaints.ru/wp-content/uploads/2021/07/Храм-осенью-768x1024.jpg)
Строчки советского поэта Наума Коржавина посвящены такой знакомой для каждого русского человека Церкви Покрова на Нерли. Но как замечательно подходят они для описания нашего родного Храма Всех Святых в земле Российской просиявших, чувствуете? «Среди зелени – белый камень…» — как точно! И в самое сердце. И это не случайно. Дело в том, что за основу проекта нашего храма взят именно владимиро-суздальский стиль, но с некоторыми конструктивными изменениями.
Искусство Архитектуры говорит языком архитектурных форм, неразрывно связанным с мировоззрением человека, с его духовным устроением. Смысл и значение архитектурных форм христианского храма можно уяснить, рассматривая храм в его идее – как плод домостроительства Божия на основании предания, бережно хранимого Церковью.
Изначально для нашего храма был предложен проект в неорусском стиле, который распространен сейчас повсеместно, но благодаря стараниям и видению батюшки, отца Евгения, проект изменили. За основу была взята владимиро-суздальская архитектура.
Православный храм выступает как прообраз рая. Храм – это архитектурное сооружение, несущее в себе некий смысл. Этот смысл православного храма отличается от античного. В Древней Греции храм был сакральным помещением, построенным для богов; в православии храм – для молитвы. Храм символизировал собой мироздание.
Три пространственные зоны в храме: алтарь (место пребывания Бога), собственно храм (символ бытия небесного – сферы, где живут ангелы и праведные люди в потустороннем мире) и притвор (символ окружающего человека земного мира).
Символическое значение имеют любые архитектурные детали храма, а также все предметы, находящиеся в нем. Основной частью алтаря является престол – возвышение, символизирующее гроб Господень или престол Святой Троицы. Одна глава знаменует единство Бога.
Архитектура храма традиционно интерпретируется в трех ракурсах, или моделях:
* Модель мира. Храм, как модель мира, строго сориентирован по сторонам горизонта. К востоку, т.е. к свету, к светлому раю, обращена главная часть храма – алтарь, а его западная часть соответственно отождествляется со страной мрака, холода и смерти.
* Модель корабля. В христианстве встречается уподобление храма кораблю (Ноев ковчег), несущему верующих на восток, к спасению. Вообще слово «неф» переводится как корабль. Такой образ совместим с внешним примитивным восприятием крестово-купольного храма: купола – паруса, апсида – нос корабля, колокольня – мачта и т.д. Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль и иметь три двери как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Поэтому до сих пор «кораблем» называется срединная часть храма.
* Модель человека. В православном храме заложена также и антропологическая символика. Тройственный состав человека: дух (алтарь); душа (центральное помещение); тело (притвор). Есть некое «Очеловечивание» в названиях: купол – глава, барабан – шея, своды – плечи, основание храма – подошва, окна – очи и т.д.
Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован белокаменной резьбой, изображающей 48 главных русских святых. Все это связано с историей русской церкви, России и названием нашего Храма — Всех Святых в земле Российской просиявших. Пояс как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней — «небесной», материальное от духовного.
![](http://rusaints.ru/wp-content/uploads/2021/07/Рельефные-украшения-верхней-части-фасада.jpg)
Рельефное украшение стен придает храму особую изысканность, торжественность и красоту. Каменные рельефы, помещенные в закомары северного, западного и южного фасадов изображают гармоническое единение в мире, церковно-мифологических образы. Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Пальмовидные деревья символизируют праведников. Зооморфные образы львов и грифонов придают пластике более широкий смысл, здесь прославляется Творец и все его творения. Рельефы словно вырастают из тела храма, составляя с ним нераздельное целое. «Восклицайте Господу вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте… Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые … Все дышащее да хвалит Господа!» Такие или подобные строки псалтири можно положить на мелодию «каменных нот». Рельефы зрительно облегчают тяжесть стены и делают ее нарядной и воздушной. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный купол.
Удивительно изящное по пропорциям сооружение прекрасно гармонирует с живописным окружающим пейзажем. Этому способствуют усложнение наружного расчленения и архитектурная декорация стен, соблюдена характерность уступчатых лопаток, закомары и большое количество колонок различных размеров, характерных для владимирско-суздальской архитектуры, арочки фриза опираются на миниатюрные колонки. Порталы, барабан и апсиды также украшены колонками. Поперечное сечение лопаток придает наружным стенам глубокий рельеф и насыщает их поверхности сочной пластикой.
Большую роль в композиции здания играют перспективные порталы, в которых богатство архитектурной декорации сочетается с монументальностью.
Наш храм – образец того, как бережно и разумно хранятся традиции строительства православных храмов. Вносятся новые технологии, но каноны храмового православного зодчества незыблемы с течением веков. Частичка древней Руси, но в современном исполнении. Не среди зеленых лугов и рек, а среди вековых сосен. В этом и есть наша связь с русской историей и культурой. В этом и есть дух нашей большой и прекрасной страны.
Марьяна Антипова
Игорь Курицын
![](http://rusaints.ru/wp-content/uploads/2021/07/Эскиз-фасада-храма-1024x843.jpg)
Храмовая Архитектура образует алфавит:
Апсиды (1) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглый алтарный выступ размещенный с восточной стороны храма, имеющие собственное перекрытие.
Аркатура (2) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.
Барабан (3) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.
Закомары (4) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.
Крест (5) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.
Конха (6) (в переводе с греческого – раковина) – перекрытие в форме полукупола над апсидой
Купол (7) – свод с полушаровидной, а затем (с XVIв.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.
Пиля́стра Лопатки (8), или лизены, — разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода. * Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.
Подзор (9) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.
Прясло (10) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.
Цоколь (11) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).
Па́перть (12) – открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
Портал (13)
Яблоко (14) – шар на завершении купола под крестом.