Символы иконы Рождества

О символах знаменитой иконы Андрея Рублева рассказывает художник Наталья Парман

Икона Рождества Христова в том виде, как мы ее встречаем сейчас, сформировалась не сразу, а ближе к концу IV века. В качестве примера мы взяли икону самого известного русского иконописца XV века Андрея Рублева. Композиция включает несколько групп изображений, но неизменно в центре — Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом. Богородица лежит на ярком красном ложе на фоне пещеры, где в яслях — Богомладенец. В более ранних изображениях, например, в катакомбной живописи, Богородица встречается сидящей, что говорит о том, что рождение Христа было чудесным и не принесло Деве Марии страданий, связанных с родами. И до Рождества, и в Рождестве, и после Рождества «в девстве пребывала еси». Очень часто люди интересуются, почему Матерь Божия не смотрит на младенца. Пресвятая Дева материнским сердцем предчувствует весь дальнейший ход событий. Ясли иногда похожи на престол или гроб. Пелены, которыми повит младенец, на пелены, которыми будет обернуто пречистое тело, снятое со креста. А ликующие ныне ангелы позже сообщат женам-мироносицам уже другую весть вселенского масштаба.

Темная пещера – образ несовершенного грешного мира, куда пришел Господь. Над ним мы видим двух животных: осла и вола. Они смотрят на дитя и согревают Его своим дыханием. У пророка Исаии есть высказывание, что вол — это еврейский народ, «на ком ярмо Закона», а осел – народ язычников. Иногда вместо осла нарисован конь, в этом случае смысл немного иной: вол – это трудолюбие и упорство, с каким человек стремится к Богу, а конь – целеустремленность и резвость.

Скалистые уступы горы, которые как бы обрамляют пещеру, стремятся ввысь к Горнему миру. На них мы видим скачущих на конях мудрецов. Их трое, они разного возраста: седовласый старец, муж средних лет, и юноша. Они принесли для младенца дары: золото, смирну и ладан. Эти волхвы – олицетворение всего человечества от мала до велика. Их сюда привела Звезда. Она освещала им путь и вела в Вифлеем. Ее изображение мы видим прямо над младенцем. Луч спускается сверху вниз и перед яслями делится на три части, указывая на Святую Троицу. 

Пастухи тоже направляются к пещере. Им о рождении Христа сообщили ангелы, которые изображены над пастухами. В некоторых вариантах иконы Рождества пастушки играют на рожках и пританцовывают от радостной вести, а в других просто стоят, опираясь на посохи, и смотрят на младенца. Ангелы склонились над входом в пещеру и поют славословия: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение».

В одном из нижних углов иконы изображен Иосиф Обручник, он пребывает в раздумьях. Напротив него – фигура, вызывающая много споров. Есть мнение, что это образ помысла, который смущает Иосифа. Но мне больше нравится версия, что это тоже пастух, только старенький. Он беседует с Иосифом о том, что будет дальше.

В другом углу две женщины купают родившегося младенца, что указывает и на человеческую природу Богочеловека. Из апокрифических текстов известно, что одну из них зовут Соломия. Она усомнилась в чудесном рождении, и в этот момент у нее отсохла рука. Но когда она купала младенца, рука снова стала здоровой. Также мы видим купель как прообраз будущего Крещения.

Встречаются и более сложные композиции иконы этого праздника, но чаще мы видим именно такую иконографию, сложившуюся за многие столетия.

Икона Рождества Христова всегда исполнена в ярких мажорных красках, что передает ту радость, которую обрело человечество с приходом в мир Господа нашего Иисуса Христа.

Наталья Парман

Добавить комментарий