Пасха — Светлый праздник Воскресения Христова — кульминация евангельской истории человечества. Что мы знаем о том, как это произошло? Сам момент Воскресения сокрыт от глаз людей. Ни в одном из четырех Евангелий не описано, как именно происходило Воскресение. Но мы точно знаем, что оно состоялось!
Жены-мироносицы, пришедшие ко гробу, не находят там своего Учителя. Ангел, сидящий на камне у пустой гробницы, возвещает им, что Он Воскрес! Затем Воскресший Спаситель является своим ученикам, причем они не сразу узнают Господа, так сильно преобразилась Его телесная природа.
В апокрифе, называемом «Евангелие от Никодима», содержится рассказ о том, как Иисус Христос, погибнув на кресте, появляется в аду. Сокрушив его врата и повергнув сатану, передает его ангелам до второго Своего пришествия. А умерших, начиная с Адама, выводит из ада и передает у дверей рая архангелу Михаилу.
Именно эти сведения послужили основой для создания канона иконы праздника Воскресения.
Иисус Христос изображен стоящим на поверженных адских вратах. Они напоминают Крест — орудие Его казни. Золотые одежды Спасителя развеваются, показывая на Его стремительное схождение во ад. Вокруг фигуры Христа сияние в виде круга или заостренного овала (мандорлы), символа Славы, где изображены небесные силы. Внизу зияющей чернотой показана бездна ада. Руки Господа протянуты к людям, выходящим из гробов. Одной Он крепко держит Адама, рука которого беспомощно висит, как красноречивый жест того, что невозможно выйти из рабства смерти человеку самому, без помощи Бога. Ева, смиренно ожидая, тянет свои руки ко Господу. Ветхозаветные праведники, цари и пророки ждут Христа. Среди толпы людей Святые с нимбами: Царь Давид, царь Соломон, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Все они до того часа пребывали в аду. Многие столетия томились они ожиданием этого великого момента.
Горки с двух сторон, почти смыкаясь, символизируют узкий и трудный путь. И Распятие в руках Ангелов как единственная дверь для спасения.
В русской иконописной традиции икона «Сошествие Христа во ад» появляется еще в домонгольской Руси. В более позднее время (в середине XVII века) появляются неканонические иконы Воскресения. Лучший образец сочетания обоих подходов — икона «Воскресение Христово» из храма Илии Пророка в Ярославле 1680 года.
Смысл Воскресения — это победа над смертью, дарованная Господом всем людям. Она открывает путь в жизнь вечную!
Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Наталья Парман