Входя в православный храм, мы попадаем в пространство, наполненное символикой и образами. Внутри на стенах росписи и иконы, в центре аналой с иконой Праздника, по бокам от него подсвечники. За аналоем всегда следует возвышенность – «солея», на ней расположен алтарь. Но полностью алтарь нам невиден, так как он закрыт алтарной преградой, другими словами, иконостасом. В раннем христианстве алтарная перегородка появляется примерно к V веку, это горизонтальная поверхность (эпистилий) с изображением Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила. Устанавливалась она над входом в алтарь на колоннах. Сохранилась в Греции и Италии. Само разграничение алтаря и большой части храма происходит в IV веке. Делает это Василий Великий. Появляется тканевая завеса (катапитасма), дошедшая и до нашего времени. Претерпев множество изменений, дополнений и преобразований, на Руси к XV веку формируется многоярусный иконостас. Примером служит 5-ярусный иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. Основа иконостаса – несколько рядов горизонтальных деревянных балок (тябло — τέμπλον — темплон, алтарная преграда). На них иконы располагались рядами или, правильнее, чинами. Сначала они ставятся как на полку, позже появляются вертикальные перекрытия. Горизонтальные и вертикальные элементы украшают резьбой. К XVII веку уже встречаются причудливой формы иконостасы богатые лепниной и позолотой.
Но посмотрим на иконостас нашего храма. Мы видим четырехъярусный иконостас, украшенный резьбой. Резьба выполнена мастером Аксентием Аксентиевичем Дроздовым, отцом настоятеля нашего храма отца Евгения.
Главным и центральным местом иконостаса являются Царские врата. Во время Евхаристии через них к нам выходит сам Царь Славы Господь Иисус Христос! Священник может проходить через царские врата лишь несколько раз в определенные моменты богослужения. На вратах изображаются четыре евангелиста и сцена Благовещения. Но в нашем храме на Царских вратах еще изображены равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Храм назван в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших, а кто как не Владимир и Ольга — апостолы Земли Русской! Ряд икон по бокам от Царских врат носит название местный. В этом ряду справа от Спасителя, вторая от врат, расположена икона храма. То есть, зайдя в любой православный храм и посмотрев на иконостас, вы можете сразу понять, в чью честь освящен храм. Слева образ Богородицы, а следом за ним – икона Крещения Руси.
Отец Евгений Дроздов: «Икона Крещения Руси в нашем храме написана замечательным иконописцем нашего времени Тумановой Ниной Алексеевной. Она долго была сотрудником Церковно-археологического кабинета (знаменитого ЦАКа), при Московской Духовной Академии. Первая икона Крещения Руси была написана ею в 80-х годах, когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси, образ этот хранится в ЦАКе. А вот второй образ она написала специально для нашего храма и, как сказала сама художница, с особым вдохновением. Поэтому икона Крещения Руси в храме действительно уникальна».
С севера и с юга в местном ряду расположены одностворчатые врата, которые носят название диаконские. На них тоже изображены святые: Борис и Глеб, это первые мученики на нашей русской земле. В других храмах на диаконских вратах обычно изображены первомученики Стефан и Лаврентий или Благоразумный разбойник Рах и Голгофский Крест или Архангелы Михаил и Гавриил. Еще местный ряд может быть продолжен местночтимыми святыми. В нашем храме — это не только местночтимые, но чтимые всеми православными верующими столпы и светочи нашей родины — Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Над Царскими вратами всегда находится изображение Тайной вечери.
Выше располагается ряд икон, посвященных двунадесятым праздникам. Он так и называется — праздничный. Обычно это двенадцать икон, но может быть и больше. В этот ряд могут входить и великие праздники, такие как Покров.
Следующий ряд носит название Дейсис (от греч. δέησις — прошение, моление) или Дейсус – наверное, от того, что моление обращено к Иисусу Христу, образ которого находится в центре. Это икона «Спас в силах». Господь восседает на престоле, окруженный силами небесными. Сложная иконография образа происходит от видения пророков Иезекииля и Исаии. Таким Господь должен прийти в Славе Своей в конце времен. К Нему с молением обращены Пресвятая Матерь Божия, Иоанн Предтеча, за ними — Архангелы Михаил и Гавриил. Гавриил всегда направлен к Деве Марии — сцена Благовещения в Дейсисе. Далее следуют апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный и Иоанн Богослов.
Завершают ряд наши русские святые — святитель Филарет Московский и святой Афанасий Ковровский, составитель службы Всех Святых земли Русской.
Верхний ряд иконостаса в нашем храме – праотеческий. В середине располагается икона Ветхозаветной Троицы, с обеих сторон праотцы Адам и Ева, Ной (с ковчегом в руках) и Авель (с овечкой руках), Авраам с Исааком и Иаков с Иосифом.
Завершает любой иконостас навершие Распятие.
Композиция иконостаса, его наполнение является сложной задачей, требующей большого умения и знания. Ведь перед нами во всю силу встает догмат православной веры в красочных образах и символах, призванный поднять человека к высотам духа, прикоснуться к миру иному, через красоту приблизиться к Богу, стать лучше. С этим как нельзя лучше справляется церковное искусство. И иконостас не преграда, а объединяющий элемент церкви Небесной и Земной. Мы, стоящие на молитве в храме, и святые, молящиеся на иконах, — одно целое. Мы церковь Христова и врата Ада не одолеют Ее.
Наталья Парман