Строительство часовни на пруду

На живописном пруду на территории нашего храма недавно появилось новое строение — будущая крестильная часовня. В апсидальной части сделан спуск, где мы планируем с полным погружением крестить взрослых. Часовня пока в процессе строительства, но уже сегодня, в Праздник Крещения Господня, здесь погружались в освященные воды пруда все желающие. Присоединяйтесь к строительству часовни! Реквизиты для пожертвования можно найти здесь. С Праздником, братья и сестры! С Крещением Господним!

Воспоминания первых

Открывает рубрику Тамара Сергеевна Астафьева

Фото из личного архива Тамары Астафьевой

Платформа 43 км была построена в 40-х годах, а раньше люди пользовались станциями Софрино и Зеленоградская. В военные годы железную дорогу бомбили, и память об этом сохранилась до сих пор. На бугре напротив станции, по обе стороны от дорожки к храму остались следы воронок от бомб и обгоревшая сосна, которая продолжает расти до сих пор. В послевоенные годы машин не было, и люди пользовались электричками. В деревянном вокзале находился теплый буфет от загорского ресторана. В нем можно было перекусить, выпить пива и просто погреться, ожидая поезда. В лесочке напротив тоже стоял буфет под названием «Голубой Дунай». Позже, в 70-е годы, он сгорел. Рядом со станцией росло много дубов, орешника и осин. В их тени, стоя летом на платформе, можно было укрыться от солнца. А еще там росли дикие яблони. Цвели они каждую весну необыкновенно, сказочно красиво, так пышно, что листьев не было видно.
Поселок разделяли пять просек, которые позже переименовали в улицы, и третья центральная просека стала называться улицей Ленина. Вся разбитая, в ухабах оттого, что по ней ездили на лошадях и грузовиках. Летом в жару на улице лежал слой пыли сантиметров в пять, и так здорово было шлепать по ней босиком. А когда начали строить дорогу, стали возить песок. Брали его с какого-то заброшенного кладбища, в песке оказалось много костей и черепов. Мальчишки ставили вечером эти черепа на дорожку, ведущую к станции, и зажигали в них свечки, пугая поздних прохожих. Конечно, лазили по садам за яблоками и цветами.
А еще в то время были модны домашние театры. То на одной, то на другой даче ставили спектакли. Вешали между деревьями занавес, придумывали костюмы. Слухи разлетались быстро, и зрители собирались мгновенно. Это было очень интересно.
Летом хватало развлечений. Ходили купаться в деревню Талицы на пруды. Там было два пруда: глубокий и мелкий, на выбор. За грибами ходили, лес был очень чистый, потому что все топили печки да и лесники за ним следили. В лесу жило несколько семей лосей. Они даже на участки заходили. Однажды, помню, утром лось стоял прямо перед нашим окном.
Многие держали коз и коров. При конторе ДСК жила лошадь, бурьяна нигде не было, все съедалось и скашивалось.
Когда заасфальтировали улицу Ленина, она стала любимым местом отдыха. Все гуляли по ней стайками, взявшись под ручки, и пели песни. А мальчишки юрко шныряли мимо нас на велосипедах. Зимой весь поселок вставал на лыжи – и в лес! Лес по пояс в снегу, красота сказочная, и лыжни во всех направлениях, на любой вкус. И так здорово было мчаться среди заснеженных елок, встречая по пути знакомых и незнакомых. Помню, как начали строить бетонку. Зимой приехал трактор и расчистил снег на поляне до железной дороги. Мы радовались этим снежным горкам и скакали по ним как горные козы. А когда дорогу построили, днем было тихо, а по ночам по ней перегоняли танки. Они двигались нескончаемым потоком. Стоял такой грохот! Мы вскакивали с постелей и шли смотреть.
Когда в поселке появился первый телевизор в старом здании правления ДСК, мы с друзьями наперегонки бежали туда. «На телевизор пойдешь?» — спрашивали друг друга. Кто прибегал быстрее, тот занимал первый ряд. И все-все приходили смотреть передачи, буквально всем поселком в комнатке собирались. А пока шла вечерняя программа, в углу на диване с ружьем в обнимку мирно спал сторож дядя Вася.

После войны все жили бедно, зато у нас было много уличных игр. Зимой лыжи, санки, горки. Прыгали в сугробы с крыш сараев, строили пещеры… И летом игр было полно, только вот самих игрушек не было, кроме мяча и цветных стеклышек в «секретиках». У нас недалеко располагался летний детский сад и, когда дети осенью уезжали, мы всей ватагой неслись наперегонки обследовать территорию в поисках забытых игрушек. Это было захватывающе. Особенно радовались те, кому повезло…

Источник фотографии — сайт https://pastvu.com/


Я люблю этот край, эти рощи,
Принадевшие осени грусть…
Я люблю наших просек росчерк
И черемухи мокрый куст.
Дорога идет перекрестком,
По лесу веревочку вьет.
И поезд байкальский за лесом
Осеннюю песню поет.

Тамара Астафьева

Русский мир в поисках собственной идентичности


Каменец
Александр Владленович
Доктор культурологии,
профессор факультета искусств РГСУ

Каждый народ стремится сохранить свою культуру, самобытность, родной язык,  собственные культурные традиции и историческую память. В условиях глобализации России особенно важно выбрать и сохранить собственный путь. Ей необходимы перспективы дальнейшего культурно-исторического развития вместо прозябания, угасания и гибели.

Открываемая в газете рубрика «Русский мир» призвана освещать эту тему с самых различных сторон, и начнем мы с вопроса  о национально-культурном своеобразии русского народа.

Многие, особенно западные, исследователи русского национального характера обращают внимание на его нерациональность, непредсказуемость, противоречивость. Эти черты русского народа нашли отражение в известных стихах Тютчева:

 «Умом России не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить».

Но понять Россию все же можно, если согласиться с выдающимся русским философом Н.А.Бердяевым, который утверждал, что «русский народ религиозный по своему типу и по своей душевной структуре»*. Н.А. Бердяев стремился раскрыть этапы формирования русского исторического самосознания, входя в различные периоды русской истории, которых он насчитывает пять: «Россия киевская, Россия времен татарского ига, Россия московская, Россия петровская, Россия советская и, возможно, что будет новая Россия»*.

Исторические вехи генезиса русской идеи – в формировании позитивной идентичности Киевской Руси. Она определяется прежде всего преемственностью опыта веры как стиля христианского наследования.

Поскольку происхождение исходного духовно-культурного фонда русского народа восходит к византийской традиции, следует рассмотреть восточно-христианский дискурс и те последствия культурно-исторического развития, которые связаны с принятием христианства. Древняя Русь наследует богатейший культурно-духовный опыт, который был накоплен к этому времени Византией, обладавшей, по свидетельству исторических источников, высочайшей культурой во многих областях богословия, философии, этики, эстетики, архитектуры, словесности, искусства церковной поэзии и т.д.

В формировании русской духовности большую историческую роль сыграли братья Кирилл и Мефодий, канонизированные в качестве святых, и их последователи. Переведя на славянский язык Библию и другие Святоотеческие тексты, они дали  возможность русским людям изучать духовную литературу. Наиболее известными на Руси стали византийские духовные авторитеты – святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и другие.

Изучение религиозного наследия – как форма построения христианской культуры и одновременно ее самопознание – определило общую логику формирования восточно-христианской культурной традиции, в которой соединялось «несоединимое» – вера и знание – «Иерусалим и Сокровенные Афины», по определению Л. Шестова. Это не просто совокупность теологических догм, предопределивших методы христианского философствования, но прежде всего способ универсализации христианского духовного опыта, который можно теперь было транслировать во времени.

Сложились методы объяснения духовных текстов, которые позволили адекватно истолковывать библейские тексты, не искажая их духовного содержания. Эти тексты и определили возникновение особых культурных кодов, которые становились своего рода «объясняющей моделью» бытия и мышления. Эти культурные коды будут в дальнейшем истоками формирования православной русской духовности, в которой  закреплялись не просто догматические учения как «сумма знаний», но знание о внутреннем духовном мире человека. В отличие от языческой картины мира, здесь уже нет «слитности материального и духовного»; духовное начало вычленяется в оппозициях добра – зла, света – тени, целомудрия – порока, истины – заблуждения и т.д. Это духовное содержание составляет «ядро» традиционной психологии и мировоззрения русского народа. Огромную роль в развитии русской духовности сыграло учение исихазма – специфической молитвенной практики, позволявшей достичь высочайшей фазы духовно-нравственного совершенства, понимаемой как «обожение человеческого естества», – или, если точнее, в церковно-мистическом значении – «стяжание благодати».

Первоначальный христианский антропологический базис заложил основы формирования христианской этики, воплощаемой не только в воспитании личностных черт, но и в христианской социальности: социальных, моральных нормах, практиках, поведении, общественной организации и т.д. В формировании русской христианской этики сыграли определенную роль конкретные исторические образцы, представленные в литературных памятниках древнерусской культуры – «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучении детям» Владимира Мономаха, «Речи философа» в «Повести временных лет» и других литературных источниках, которые надолго стали кодексом социальных нормативов организации общества, – забота о ближних и помощь нуждающимся, правила поведения и организации образа жизни для разных слоев русского социума. Это действительно были «родники» христианской этики Киевской Руси. Идеи милосердия и правдолюбия были явлены не только в качестве «идеализированных» образов русских святых. Высокий духовный опыт нашел достаточно глубокое выражение в «Добротолюбии» – как в базовом основании институций древнерусского государства, своего рода вершине богословских суждений прежней Руси.

Таким образом, в становлении русско-христианской этики как главного содержания русского национального типа можно выделить два основных плана: духовно-антропологический и духовно-социальный. Каждый из них доминировал в определенный исторический период, а также «переходных» социумах. Проблема трансформирующихся обществ в разных аспектах и модернизационных фазах стала одной из ведущих тем научно-исследовательских проектов современности.

В различных исследованиях зафиксирован общепризнанный факт повышения значимости проблемы сохранения каждым народом собственной национально-культурной самобытности именно в обществах переходного периода. Как представляется, применительно к условиям современной России решение этой проблемы может осуществляться в трех вариантах:

1) при всех возможных  изменениях российского общества полностью сохраняется его традиционная национально-культурная самобытность;

2) дальнейшее развитие российского общества предполагает полное изменение  сложившегося национально-культурного своеобразия народов России, препятствующего дальнейшим переменам;

3) частичное изменение национально-культурной основы российского общества  в соответствии с  задачами реформирования российского общества при сохранении  основного «ядра» русской культуры.

Для современной России наиболее предпочтительным является третий вариант, если учесть огромное цивилизационное значение русской культуры. Происходящая в нашей стране ориентация на западную культуру различных сфер социальной жизни актуализирует вопрос: «Какие исторически сложившиеся основы русской культуры можно считать неизменными при разработке возможных сегодня  стратегий реформирования общества?»

Анализ культурологических, исторических, философских, социологических исследований российского общества, его прошлого и настоящего позволяет выделить в качестве главных сущностных характеристик национально-культурного своеобразия России, отличающих ее от стран Западной Европы, традиционное стремление русского человека к социальной справедливости в сочетании с повышенной восприимчивостью к страданиям людей. Необходимо отметить, что речь идет прежде всего о сочетании этих стремлений, которое составляет главную особенность самосознания народов и этносов, считающих Россию своей Родиной. Эти два стремления неравнозначны. Сострадательность, сочувствие к «униженным и оскорбленным» является традиционной доминантой мироощущения и мировосприятия русского человека; при этом стремление к социальной справедливости становится «вспомогательным механизмом» в деле оказания помощи как «ближним», так и «дальним».

В реализации этой стратегии особая роль должна принадлежать русской философии и отечественной художественной культуре (в первую очередь великой русской литературе), которая традиционно воплощала и формировала указанную выше особенность национально-культурного менталитета народов России – отзывчивость и сострадательность как скрепы социальной самоорганизации и как фундамент национального самосознания.

Русская художественная литература, духовное наследие  способствуют воспитанию этих чувств у всех поколений; развивают не только аналитическое, но и образное мышление, социальные качества человека, направленные на служение ближнему, своей стране. Изучение в первую очередь произведений русской классической и духовной литературы   составляют одну из основ «Русского мира», значение которого для сохранения культурной и духовной самобытности России исключительно велико.

Именно в совершенствовании, гуманизации самой природы человека лучшие отечественные художники, писатели, мыслители видели главное условие развития общества и решения его проблем, способствуя общему увеличению объема «человековедческого» знания о «должном». В русской художественной литературе сформировалась своего рода «социология духовной жизни», которая может быть представлена как опыт духовности в его социальной значимости для формирования национально-культурной самобытности российского общества.

Изучение духовного опыта народа на разных этапах истории России предполагает не только изучение ее исторического, литературного и художественного наследия, но и освоение духовно-религиозной традиции, определившей формирование российской государственности. Это, прежде всего русская религиозно-философская традиция как главная и определяющая стратегия формирования самобытной русской культуры.

*Бердяев Н.А. Русская идея. – СПб.: Азбука, Азбука, Аттикус, 2012

Александр Каменец

Рождественский поезд

Праздник Рождества Христова — самое таинственное и трепетное время в году. Когда заказнчивается шумное празднование Нового Года, наступает совсем другая пора, когда можно размышлять в тишине, без суеты готовиться к Причастию и к Рождественской ночной Службе. Но одно из самых приятных мероприятий для меня в это время – предаваться воспоминаниям о том, что Рождественское Чудо заключается не только в торжестве Праздника, но и в радости от самых простых и незаметных на первый взгляд вещах.

…Рождественская служба уже закончилась, усталые, но счастливые прихожане нашего Храма расходятся по домам. Мы с мамой, потрудившись во Славу Божью на клиросе, отправляемся в долгий пусть: до нашего дома в Софрино от Храма можно добраться либо на попутной машине, либо проехав одну остановку на электричке, а ночью оба варианта часто бывают недоступны, поэтому мы идём пешком вдоль железной дороги. Но это нас это ничуть не беспокоит. Несмотря на физическую усталось и жгучий мороз, мы полны сил и с радостью отправляемся в путешествие. Я думаю о том, что в этот момент мы в каком-то смысле похожи на волхвов, которые шли на встречу с царственным Младенцем. Путь наш не прост, но освещён Звездой, а сердца наполнены Благодатью.

Идти ночью вдоль железнодорожного полотна совсем не страшно: от семафоров и прожекторов светло, как днём, в тишине звук приближающихся поездов слышен издалека, а лес и искрящийся снег создают вокруг атмосферу сказки. Идём мы с мамой бодро и весело, как всегда с песнями, вспоминаем колядки. Вдруг нас потревожил встречный пассажирский поезд, направляющийся в сторону Москвы. Пока мы пропускали его, я подумала о том, что наверняка в этом поезде есть люди, которые не спят и празднуют Рождество, насколько это возможно в дороге. И тут на меня нахлынули воспоминания об одном из самых ярких и необычных праздников Рождества в моей жизни.

Это было много лет назад, когда я была школьницей (кажется, 7 или 8 класс). Класс наш всегда был дружным и инициативным, мы постоянно ходили в походы, путешествовали по городам России  при любой возможности. Те зимние каникулы не стали исключением – нас ждал город Великий Устюг. Всем он известен как родина Деда Мороза, но мне он запомнился своей аутентичностью, древней русской архитектурой и множеством церквей. Поездка была интересной, полной веселья и приключений. Но самым ярким приключением для нас оказалась дорога домой, которая пришлась на Рождественский Сочельник. Кому-то из самых активных ребят пришла в голову идея пойти по вагону колядовать. А как иначе, ведь невозможно лежать на полке в такую ночь! Идею поддержали единодушно, хоть и были сомнения, как остальные пассажиры воспримут это шумное представление, ведь уже был поздний вечер. Мы устроили мозговой штурм, вспоминая и придумывая тексты колядок (смартфонов с выходом в интернет тогда не было – полагались только на свою память и фантазию), нарядились в яркие костюмы из подручного гардероба, для «вознаграждений» организовали чей-то рюкзак.

И вот, наша «пионерская делегация» из 15 человек двинулсь в путь, предварительно согласовав акцию с проводниками. Поначалу мы смущались, выступали скромно. Но позже мы стали замечать, что люди не просто принимают нас и откупаются «дежурными» конфетами. Уставшие, погружённые в свои мысли и заботы пассажиры стали улыбаться, петь вместе с нами, кто-то даже присоединился к нашему творческому коллективу. Мы стали выступать смелее и ярче, запели даже те ребята, которые никогда этого не делали на уроках музыки. Воодушевившись, мы не ограничились только своим вагоном, и отправились с гастролями по всему поезду. И на удивление, в каждом следующем вагоне нас встречали всё теплее и радушнее. Это был настоящий успех! По прибытию на Ярославский вокзал, на перроне к нам подходили люди и благодарили за то, что мы, обычные софринские школьники, подарили им настоящий Праздник и стали их Рождественским Чудом.

Мы не думали об этом, но оказалось, что поделились Добром и объединили простых людей, пассажиров обычного ночного поезда. И я надеюсь, что все мы, участники того Праздника, пронесли через годы в своих сердцах хотя бы маленькую частичку той Радости. И возможно, кто-то до сих пор вспоминает об этом Чуде Объединения, как вспоминаю и я, каждый раз в Рождественскую ночь слыша шум приближающегося поезда.

Юлия Иванова

Коляда! Коляда! Отворяй ворота!

Репортаж Дарьи Каменец о традиции Рождественских колядок

Закончился Рождественский спектакль, дети и взрослые надели красивые праздничные накидки, взяли бубны и колокольчики и отправились…. Куда? А вот об этом вы узнаете, если поспешите за ними, за посохом с Вифлеемской звездой и смехом наших ребятишек. Коляда, Коляда, отворяй ворота! Расскажи, Коляда, читателям о нашей старой доброй традиции делать людей счастливыми! Каждый год, на Святках, в дома людей стучимся мы, Христославы. Поём колядки, поздравляем хозяев с праздником, принимаем гостинцы: сладости да пирожки. А потом получаем главную награду: радостные, благодарные лица людей…. Это ли не счастье? К сожалению, в прошлом году приглашений было мало, но с каким гостеприимством встречали нас уютные дома! «Как здорово, что детей с ранних лет приучают колядовать!» – радуется Николай Аксентьевич, прихожанин нашего храма, к которому Христославы ходят каждый год. Николай Аксентьевич родом с Украины, откуда и пришла к нам традиция колядования. После школы он ходил по селу с друзьями-пионерами и колядовал, хоть это и было тогда запрещено. Кто знает, может, держа в руках посох Рождества Христова, Николай Аксентьевич возвращается в детство и вспоминает, как сам радовал людей в великий праздник? А радость хозяевам Христославы приносят уже очень давно. Раньше этими песнями славяне прославляли бога Коляду (отсюда и пошло название «колядки»), но с приходом христианства тексты перестали носить языческий характер. Елена Влезкова, регент храма Всех Святых, учась в регентской школе, переписывала колядки от руки. Только потом в магазинах стали продаваться сборники с народными или авторскими колядками — выбирай не хочу!

«Я выбираю для поздравления людей те колядки, которые мне нравятся,» — говорит Елена. -«Они разные, но их объединяет одно: все они прославляют Христа и Божью Матерь, рассказывают о Святом Христовом Рождестве». Весь декабрь Елена учит и поёт колядки с детьми и взрослыми, чтобы потом постучаться с доброй вестью о рождении Спасителя к людям, принося с собой в дом запах свежести и мороза, яркие улыбки, весёлые звучные голоса… Побежали скорее в храм по скрипучему, праздничному снегу, чтобы позвать к себе Христославов.  Для этого пишите на почту нашей редакции na43m@yandex.ru. Что-то они споют нам! Скорее за мной, чтобы в снежный, январский день пригласить к себе Рождество!

Дарья Каменец

Личная история

Отец Евгений Дроздов: «У нас есть свой путь, золотая середина, царский путь, мы им и идем»

В 2021 году исполняется ровно двадцать лет с того момента, как священник Евгений Дроздов был назначен настоятелем Храма Всех Святых в земле Российской просиявших. Мы побеседовали о том, как строился храм, какие порядки царят в нем, о планах и идеях, которые ждут воплощения.

— Батюшка, расскажите, пожалуйста, об истории создания Храма Всех Святых, в земле Российской просиявших. Как все начиналось?

— История возникновения нашей общины начинается примерно с 90-х годов. На этом месте был густой лес, который окружал все вокруг. И, как рассказывают местные жители, именно на этом месте в начале 90-х прошел страшный ураган. Когда я пришел сюда в 2001 году, мы выкорчевали 52 огромных пня, оставшихся от вековых сосен и елей. Деревья как будто мечом кто-то срезал, словно Господь пометил это место. Один местный художник, уже покойный, Анатолий Козырь, подарил мне картину, написанную на небольшом листе бумаги. На ней было изображено место, где сейчас стоит наш храм, во время грозы. Он рассказывал, что было яркое свечение, молнии, деревья падали… Позже, в 1996 году, отцу Илие Зубрию, который сейчас служит в Могильцах, поручили организовать здесь общину и юридически все оформить.

— А где вы были в тот момент? Вы участвовали в создании церковной общины?

— Я на тот момент был студентом семинарии. Когда меня направили сюда после учебы, был 2001 год. Здесь паслись коровы, лошади, везде валялись кучи мусора. Что меня поразило, вокруг не было никакой живности, ни одной птички. А с того момента, как мы начали служить, стало все понемногу оживать: белки появились, птички. Примерно там, где сейчас находится крест, стоял огромный пень, на пне прибита доска. Это был престол. Отец Илия каждую субботу и воскресенье приезжал сюда, собирал людей, молебен служили, но было очень много противников. Это сейчас все довольны и счастливы. Кто-то уже отошел в мир иной, а кто-то радуется, что красивый храм построили. В 2001 году, как сейчас помню, на Покров, мы залили фундамент. И в следующем году уже начали строительство приходского дома. Первую литургию отслужили 1 августа, на Серафима Саровского, в 2002 году в приходском доме. Решили начать именно с приходского дома, его было проще поставить, уже имелся готовый сруб 6 на 9. Планировали Пасху в 2002 году отслужить в новом храме, но не успели. И сделали двухэтажный дом, где начали проводить службы, чтобы потихоньку формировалась община. Община, конечно, формируется не в стенах, а вокруг человека, вокруг личности. Но без стен это крайне затруднительно. Пока строился приходской дом, мы собирались в тесной комнатушке в ДНТ «Единение», здесь неподалеку. Топили печку, молебен служили. Так много желающих было, что я удивлялся. Помещение маленькое, теснота, но народу очень много собиралось, все уходили восторженные и воодушевленные.  Так все и начиналось.

Первое освящение куличей. Фото из личного архива Т. Астафьевой

— А почему храм назвали именно в честь российских святых?

— Честно говоря, я хотел храм в честь Николая Чудотворца. И даже планировал, что каждый день буду служить акафист и молебен Святителю Николаю. Но все это утвердили до моего прихода. Когда возникает церковная община, все отдается на усмотрение епархиального начальства. А учитывая, что в Пушкинском районе на тот момент не было ни одного храма в честь русских святых, и приняли такое решение.

— Интересно, а почему именно в этом месте начали создавать храм? Лес, отдаленная платформа, небольшой поселок… Почему именно здесь?

— Вот с точки зрения логики, я бы не возводил здесь храм, в Софрино надо было строить. Тогда там был только один храм – на Софринском производстве. Там большой, многочисленный поселок… Но по просьбам местных жителей построили именно здесь.

— А кто определял стилистику храма, кто разрабатывал проект? Почему был выбран именно владимиро-суздальский стиль?

—  Когда я получил назначение, был уже готовый проект неорусского храмового стиля, совмещение псковского и новгородского стилей. Такая более приземленная стилистика, как бы твердо стоящая на ногах. Но мне по душе Храм Покрова на Нерли, владимиро-суздальская архитектура. Проект мы переиграли. К счастью, он не был согласован, не было привязки, был просто эскизный проект, поэтому проще было сделать новый. Отчасти мы сохранили старый проект. Кстати, по нему построен храм в Митрополье, и тот же архитектор строил. Можно посмотреть, как было бы у нас. Они лишь чуть-чуть переиначили. С точки зрения практики он, конечно, немного больше внутри, чем наш. Если об этом говорить, тот же Покрова на Нерли внешне большой, красивый, но внутри он не очень просторный, столбы стоят, тесновато. Как сказал наш архитектор, даже швабры некуда ставить. Сейчас уже более совершенные технологии используются, поэтому мы смогли обойтись без внутренних столбов, тем самым увеличив пространство внутри храма. Можно сказать, это реплика владимиро-суздальской архитектуры. Тем не менее, получилось вполне органично.

— Сколько вам тогда было лет?

— 26 лет.

— То есть вам, тогда еще молодому священнику, хватило духа предложить свое, пойти против готового проекта?

— Только по стилю. Понимаете, нас в семинарии не учат сопромату. Что такое точка росы, глубина промерзания грунта, я только здесь узнал… Все это пришлось изучать, осваивать прорабскую работу. Это не мое, но пришлось, практика показала необходимость. Иногда интересно (смеется).

Отец Евгений и прихожане. 2004 год

— Так ведь надо было еще найти команду архитекторов, рабочих…

— Честно говоря, оглядываясь назад, что это прям какая-то авантюра была. Начинали с нуля, нам с матушкой негде жить, не хватало денег ни на что… Но все получилось. Молодые были, слишком смелые… Вот вы говорите, «команда архитекторов, рабочих». Видимо Господь, несмотря на наши грехи, не оставляет нас. Не «видимо», а точно. Хотелось выделиться, конечно, от гордыни, не иначе. Но гордыня в данном случае сыграла положительную роль. Почему мы и сделали белокаменную резьбу 48-ми главных русских святых. И каждый из них олицетворяет определенный период в истории русской церкви, а это в свою очередь тесно переплетается с историей России. Есть у нас идея сделать цикл лекций об истории России и русской церкви. Проводишь экскурсию по храму и вместе с этим изучаешь историю.

— А почему вы все-таки решили стать священником? Вы помните этот момент?

— Да, конечно, помню. Это было в 1988 году, в год празднования тысячелетия крещения Руси. Моего папу, а он по образованию художник, попросили расписать храм к празднику. Это было в Балте, в Одесской области. Папа обновлял росписи, а я ему помогал. Ну как помогал, в основном молоко бегал пить свежее, домашнее. Так вот, настоятелем этого храма тогда был отец Василий Фомин. Пообщавшись с ним, я и почувствовал, что это мое. После школы сразу же поехал поступать в семинарию.

— Отец Евгений, а расскажите, пожалуйста, немного о порядках в нашем храме. Каждый ли может туда зайти? Например, некрещеный, или другой веры? Есть ли какие-то запреты?

— Ответ очевиден, конечно, каждый может зайти. Безусловно, есть сакральное место – это алтарь. В Ветхом завете даже история описывается. Когда нашли ковчег Моисея, то люди не посвященные, прикасаясь к нему, умирали. Нужна определенная подготовка для того, чтобы войти в алтарь. А в храм войти может абсолютно любой человек: мусульманин, буддист… Кстати, недавно прочитал интересную историю. Священник был в алтаре, а в храм в это время зашел какой-то узбек, работяга, и просит у свечниц продать свечку. Они видят, что он не православный, еле-еле по-русски объясняет, что ему нужна свеча. Не пускают его, не дают свечу. Он оказался настойчивым, попросил позвать священника, рассказал ему, что служил в Афганистане со своим русским другом Олегом и что всю жизнь молится за этого Олега. В итоге поставил он свечку и долго-долго стоял, молился, своими словами как-то, своими мыслями… Вот вопрос, примет ли Господь его молитву? Конечно, примет. И интересный вывод был сделан из этой истории: какие же мы все дружные были в советское время! Разные культуры, разные народы, разные языки, мы все разные, но такие сплоченные и уверенные друг в друге…

— Женщины должны быть в юбках, входя в ваш храм?

— Может быть, меня назовут модернистом, но я совсем не модернист, просто стараюсь мыслить здраво. У апостола Павла сказано, что «на собраниях женщина в знак того, что она замужем, будет с покрытой головой». Все. Ни о юбках, ни о брюках не говорится. Почему возникла традиция женщинам заходить в храм в юбках? Чтобы не привлекать внимания мужчин во время службы. Но можно, знаете, и в юбке так прийти, что не дай Бог. Поэтому запретов нет. А на практике все это приобретает такие формы, которые отпугивают людей от храма. Бывали и нетрезвые в храме, и искренне каялись, плакали, просили помощи. Главное прийти в храм с открытым сердцем.

— Расскажите о планах на будущее в жизни храма и прихода.

— Вообще эти планы строятся еще с 2002-2003 года. Я всегда очень хотел организовать здесь образовательный центр, и в общем-то на 89,9% это смогли воплотить в жизнь организаторы «Лесной школы». Они молодцы. Вот что-то подобное хотел сделать и я. И если у нас получится двигаться в этом направлении, это будет очень и очень здорово. Тем более, что для этого есть все возможности. Если не хватит помещения – расширим. Все это реально. Почему говорят, что дух животворит, а буква мертвит? И что все-таки возникло раньше: дух или материя? Да, дух возник раньше, потому что идея всегда воплотится в жизнь. Всегда. Найдутся средства, все найдется. Была бы идея правильная.

— Расскажите немного о новом строении на территории храма на пруду, что это будет?

— Это будет крестильная часовня. В апсидальной части сделаем спуск, где мы планируем с полным погружением крестить взрослых. Крестили на пруду и раньше, но сейчас это будет более комфортное крещение: приносится миро, все необходимое, освящается вода… Когда достроим – зависит от финансирования. Буквально вчера кто-то пожертвовал на счет храма сумму, необходимую для установки окон и дверей, мы их уже заказали. Кто-то откликается. Следующим этапом – обшить строение доской, вот и будет часовня.

— А откуда священники берут деньги на строительство храмов? Можно ли с церковной лавки, с продажи свечей построить храм?

— Я не знаю, какова практика в других храмах, но в нашем 95% — это люди со стороны, частные жертвователи. Это личные контакты с людьми, это родственные и дружеские взаимоотношения. А свечки – мы их даже не продаем, если вы обратили внимание. И никто не следит, положил ты туда копейку или нет. Есть такое некрасивое выражение «доход храма». У нас нет дохода, он не падает и не растет, его просто нет. Недавно была статья в интернете о реалиях нашей священнической жизни, о профессиональном выгорании священников. Интересные комментарии последовали к этому посту. Один священник пишет: никто не знает, во сколько самим священникам обходится содержание прихожанина в храме, обеспечение, так сказать, «комфорта» его молитвы. Городские храмы могут находиться на самообеспечении, а у нас все только со стороны, с добровольных пожертвований коммерческих организаций.

— А вообще на какие средства живут священники? Я часто сталкиваюсь с тем, что люди возмущаются, что батюшка на слишком хорошей машине… Что можно ответить на это?

— Информация эта не за семью печатями, многие пишут и открыто об этом говорят. Городские храмы имеют возможность платить достойное жалованье священникам. В деревенских храмах все намного скромнее. Нас никто не финансирует. Все собирает приход. А вот что касается всего остального – машин и прочего – зависит от самого священника. Если он пользуется уважением, если он авторитетен для определенного круга людей, то его не оставят. Рядом с ним всегда кто-то будет. Я не святой человек и много наделал глупостей в жизни, но тем не менее вижу, что те люди, которые помогали, не отвернулись. Наоборот, еще больше стали помогать. Есть те, кто хочет помочь священнику, кому-то приятно общаться с ним, а кто-то помогает из жалости. Все очень индивидуально. А еще я знаю, что священнику часто помогают богатые родственники, помогают и поддерживают. На самом деле, как сказал один наш преподаватель, «мы, священники, нищие, живем на подаяние». Но подаяние бывает разное.

Мечта любого настоятеля – чтобы храм сам себя обеспечивал. Не нужно никаких позолот, это не обязательно. Если обратите внимание, у нас нет позолоченного купола, потому что представить себе в лесу кусок золота на куполе храма – было бы диковато. Очень лаконичный получился купол. Но это не просто техническое, а еще и эстетическое решение.

Возвращаясь к вопросу о финансах, очень хотелось бы, чтобы священник не думал о том, как прокормить семью и обеспечить храм – оплатить газ, свет, налоги (мы тоже платим все налоги, как любое юридическое лицо, действующее по законам Российской Федерации), а занимался бы, прежде всего, людьми и молитвой, а не прорабской, снабженческой деятельностью, поиском денег, все это отвлекает от главной задачи.

— Вы упомянули о том, что, когда начали строить храм, было много недовольных. А сейчас они есть?

— Недовольные всегда будут. Даже когда строился приходской дом, нашлись недовольные, решившие, что это я себе дом строю. Пока не отслужилась первая литургия, не успокоились. Потом следующая волна пошла, что кирпичный дом напротив – это тоже мой дом.

— Кто-то до сих пор так думает.

— Недовольных будет всегда предостаточно. У нас есть свой путь, золотая середина, царский путь, мы им и идем.

Беседовала Алена Рыпова

Всемирный день «Спасибо!»

С каждым годом мы становимся старше, ритм жизни ускоряется и, бывает, что в круговороте событий люди перестают радоваться мелочам. Мы часто недовольно закрываем глаза, когда слишком ярко светит солнце, просим «не мешать» ребенка, который просто подошел нас обнять, не замечаем, как после дождя трава покрывается хрустальной росой или как искрится белый снег. И еще часто забываем сказать «спасибо». А ведь искренние слова благодарности приятно как слышать в свой адрес, так и говорить! Благодаря человека за что-то хорошее, сделанное для нас, мы как бы подтверждаем значимость его поступка, дарим ему благо в виде улыбки или своего расположения, запускаем «круговорот добра», желая сделать добро в ответ. Когда же душа наполняется чувством благодарности в широком смысле, например, при осмыслении человеком своей жизни и благодарности Богу за нее, в этот момент появляется ощущение того, что все идет правильно, и это дарит умиротворение и душевный комфорт.

Чтобы напомнить людям о важности слов благодарности, по инициативе Юнеско и ООН был учрежден всемирный день «спасибо», который отмечается 11 января. Во многих городах в этот день проводятся ярмарки, в образовательных учреждениях рассказывают о хороших манерах, культурных традициях, важности слов благодарности и их происхождении. Например, задумывались ли Вы, что «спасибо» произошло от словосочетания «спаси Бог» с усечением в дальнейшем последней буквы.

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», — говорил М. Сервантес. Но дело не только в вежливости. Спасибо – это как эмоциональное поглаживание, способ показать другому человеку, что его ценят. Не забывайте говорить спасибо за малейшее проявление добра и заботы в свой адрес, не воспринимайте это как должное. Помните, что каждое действие – это акт доброй воли человека. И если он сделал Вам добро, не поленитесь поблагодарить его за то, что подумал и позаботился о Вас. Не забывайте быть добрыми и к окружающим. Ведь иногда простая мелочь может порадовать человека и надолго подарить хорошее настроение. Главное, чтобы благодарность была последствием Ваших поступков, а не их целью.

Рождественская сказка

Два раза в год, на Пасху и Рождество, все собираются в маленьком домике при Храме всех Российских Святых. В загадочном полумраке поднимается занавес, и зрители задерживают дыхание в ожидании волшебной и доброй сказки. Ярко загораются софиты, и на сцену выходят короли и нищенки, мудрецы и злодеи… Стираются границы между реальностью и сказкой, гости смеются и плачут вместе с героями. Как готовятся эти чудесные представления? Мы заглянули за кулисы и узнали, что таится за маской успешных и интересных спектаклей.

Воскресные школы часто готовят праздничные постановки, но у нас они особенные. На сцене выступают люди от мала до велика: родители и дети, бабушки и дедушки. Приходят на репетиции и роются в сказочном сундуке в нашей маленькой костюмерной. Запах старых, немного пыльных вещей настраивает на волну творчества, тонкой театральности. Актеры примеряют костюмы, заучивают роли, репетируют, чтобы потом, в двенадцать пополудни, выйти на сцену и показать результат сложного, но интересного труда.

Отец Евгений, настоятель Храма Всех Святых, произносит речь, желая удачного выступления артистам и терпеливого внимания слушателям. Почти всегда премьеры приходятся на первое воскресенье после праздника – Рождества или Пасхи.

На стенах в рамках — фотографии выступлений прошлых лет. Многие актеры уже ушли из воскресной школы, но по-прежнему посещают спектакли, вспоминая эти радостные творческие годы. Как же забыть веселые колядки после Рождественских спектаклей или дружные застолья с актерами и зрителями на светлую Седмицу! За праздничным столом артисты обязательно расскажут про забытые тексты, волнение, усталость на репетициях, улыбаясь, поблагодарят режиссера Елену Влезкову, регента Храма Всех Святых и просто прекрасную талантливую женщину.

Я сама играла в театре в детстве,- признается Елена, — поэтому мне так нравится работа режиссера. Творчество дает мне энергию, тружусь во славу Божию!

За улыбкой режиссера скрывается тяжелый труд. Нужно раскрепостить стеснительных актеров, объяснить маленьким детям суть и характеры их героев, заставить особенно ленивых учить текст…

Но Елена не унывает! Ведь нужно еще поставить серьезную сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», басни дедушки Крылова и спектакль про «Рождественскую елочку» с самыми маленькими актерами.

Уже в начале января на улице Орджоникидзе, 67 загорится огоньками зеленая елочка, постучится в двери Дедушка Мороз с мешком вкусных подарков.

«Приходите на наши спектакли и кричите дружно «Ура!» — просит зрителей 5-летний Коля, маленький талантливый артист. Действительно, не пора ли постучаться на огонек, ведь в это Рождество на сцене сыграют сразу два спектакля: «Король Дроздобород» братьев Гримм и «Девочку со спичками» Ганса Христиана Андерсена!

О чем расскажут нам эти истории? Каких героев мы увидим на сцене в этот раз? Интересно? Тогда скорее в театр!

Дарья Каменец

Символы иконы Рождества

О символах знаменитой иконы Андрея Рублева рассказывает художник Наталья Парман

Икона Рождества Христова в том виде, как мы ее встречаем сейчас, сформировалась не сразу, а ближе к концу IV века. В качестве примера мы взяли икону самого известного русского иконописца XV века Андрея Рублева. Композиция включает несколько групп изображений, но неизменно в центре — Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом. Богородица лежит на ярком красном ложе на фоне пещеры, где в яслях — Богомладенец. В более ранних изображениях, например, в катакомбной живописи, Богородица встречается сидящей, что говорит о том, что рождение Христа было чудесным и не принесло Деве Марии страданий, связанных с родами. И до Рождества, и в Рождестве, и после Рождества «в девстве пребывала еси». Очень часто люди интересуются, почему Матерь Божия не смотрит на младенца. Пресвятая Дева материнским сердцем предчувствует весь дальнейший ход событий. Ясли иногда похожи на престол или гроб. Пелены, которыми повит младенец, на пелены, которыми будет обернуто пречистое тело, снятое со креста. А ликующие ныне ангелы позже сообщат женам-мироносицам уже другую весть вселенского масштаба.

Темная пещера – образ несовершенного грешного мира, куда пришел Господь. Над ним мы видим двух животных: осла и вола. Они смотрят на дитя и согревают Его своим дыханием. У пророка Исаии есть высказывание, что вол — это еврейский народ, «на ком ярмо Закона», а осел – народ язычников. Иногда вместо осла нарисован конь, в этом случае смысл немного иной: вол – это трудолюбие и упорство, с каким человек стремится к Богу, а конь – целеустремленность и резвость.

Скалистые уступы горы, которые как бы обрамляют пещеру, стремятся ввысь к Горнему миру. На них мы видим скачущих на конях мудрецов. Их трое, они разного возраста: седовласый старец, муж средних лет, и юноша. Они принесли для младенца дары: золото, смирну и ладан. Эти волхвы – олицетворение всего человечества от мала до велика. Их сюда привела Звезда. Она освещала им путь и вела в Вифлеем. Ее изображение мы видим прямо над младенцем. Луч спускается сверху вниз и перед яслями делится на три части, указывая на Святую Троицу. 

Пастухи тоже направляются к пещере. Им о рождении Христа сообщили ангелы, которые изображены над пастухами. В некоторых вариантах иконы Рождества пастушки играют на рожках и пританцовывают от радостной вести, а в других просто стоят, опираясь на посохи, и смотрят на младенца. Ангелы склонились над входом в пещеру и поют славословия: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение».

В одном из нижних углов иконы изображен Иосиф Обручник, он пребывает в раздумьях. Напротив него – фигура, вызывающая много споров. Есть мнение, что это образ помысла, который смущает Иосифа. Но мне больше нравится версия, что это тоже пастух, только старенький. Он беседует с Иосифом о том, что будет дальше.

В другом углу две женщины купают родившегося младенца, что указывает и на человеческую природу Богочеловека. Из апокрифических текстов известно, что одну из них зовут Соломия. Она усомнилась в чудесном рождении, и в этот момент у нее отсохла рука. Но когда она купала младенца, рука снова стала здоровой. Также мы видим купель как прообраз будущего Крещения.

Встречаются и более сложные композиции иконы этого праздника, но чаще мы видим именно такую иконографию, сложившуюся за многие столетия.

Икона Рождества Христова всегда исполнена в ярких мажорных красках, что передает ту радость, которую обрело человечество с приходом в мир Господа нашего Иисуса Христа.

Наталья Парман