Будто создан ты не зодчим…

Об архитектурных особенностях Храма Всех Святых в земле Российской просиявших рассказывают супруги Игорь Курицын (архитектор) и Марьяна Антипова (дизайнер по интерьерам).

…Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени — белый камень.
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал — и зарделась ты.
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали…
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли.

Отрывок из стихотворения «Церковь Покрова на Нерли», Н. Коржавин, 1954 г.

Строчки советского поэта Наума Коржавина посвящены такой знакомой для каждого русского человека Церкви Покрова на Нерли. Но как замечательно подходят они для описания нашего родного Храма Всех Святых в земле Российской просиявших, чувствуете? «Среди зелени – белый камень…» — как точно! И в самое сердце. И это не случайно. Дело в том, что за основу проекта нашего храма взят именно владимиро-суздальский стиль, но с некоторыми конструктивными изменениями.

Искусство Архитектуры говорит языком архитектурных форм, неразрывно связанным с мировоззрением человека, с его духовным устроением. Смысл и значение архитектурных форм христианского храма можно уяснить, рассматривая храм в его идее – как плод домостроительства Божия на основании предания, бережно хранимого Церковью.

Изначально для нашего храма был предложен проект в неорусском стиле, который распространен сейчас повсеместно, но благодаря стараниям и видению батюшки, отца Евгения, проект изменили. За основу была взята владимиро-суздальская архитектура.

Православный храм выступает как прообраз рая. Храм – это архитектурное сооружение, несущее в себе некий смысл. Этот смысл православного храма отличается от античного. В Древней Греции храм был сакральным помещением, построенным для богов; в православии храм – для молитвы. Храм символизировал собой мироздание.

Три пространственные зоны в храме: алтарь (место пребывания Бога), собственно храм (символ бытия небесного – сферы, где живут ангелы и праведные люди в потустороннем мире) и притвор (символ окружающего человека земного мира).

Символическое значение имеют любые архитектурные детали храма, а также все предметы, находящиеся в нем. Основной частью алтаря является престол – возвышение, символизирующее гроб Господень или престол Святой Троицы. Одна глава знаменует единство Бога.

Архитектура храма традиционно интерпретируется в трех ракурсах, или моделях:

* Модель мира. Храм, как модель мира, строго сориентирован по сторонам горизонта. К востоку, т.е. к свету, к светлому раю, обращена главная часть храма – алтарь, а его западная часть соответственно отождествляется со страной мрака, холода и смерти.

* Модель корабля. В христианстве встречается уподобление храма кораблю (Ноев ковчег), несущему верующих на восток, к спасению. Вообще слово «неф» переводится как корабль. Такой образ совместим с внешним примитивным восприятием крестово-купольного храма: купола – паруса, апсида – нос корабля, колокольня – мачта и т.д. Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль и иметь три двери как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Поэтому до сих пор «кораблем» называется срединная часть храма.

* Модель человека. В православном храме заложена также и антропологическая символика. Тройственный состав человека: дух (алтарь); душа (центральное помещение); тело (притвор). Есть некое «Очеловечивание» в названиях: купол – глава, барабан – шея, своды – плечи, основание храма – подошва, окна – очи и т.д.

Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован белокаменной резьбой, изображающей 48 главных русских святых. Все это связано с историей русской церкви, России и названием нашего Храма — Всех Святых в земле Российской просиявших. Пояс как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней — «небесной», материальное от духовного.

Рельефное украшение стен придает храму особую изысканность, торжественность и красоту. Каменные рельефы, помещенные в закомары северного, западного и южного фасадов изображают гармоническое единение в мире, церковно-мифологических образы. Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души. Пальмовидные деревья символизируют праведников. Зооморфные образы львов и грифонов придают пластике более широкий смысл, здесь прославляется Творец и все его творения. Рельефы словно вырастают из тела храма, составляя с ним нераздельное целое. «Восклицайте Господу вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте… Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые … Все дышащее да хвалит Господа!» Такие или подобные строки псалтири можно положить на мелодию «каменных нот». Рельефы зрительно облегчают тяжесть стены и делают ее нарядной и воздушной. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный купол.

Удивительно изящное по пропорциям сооружение прекрасно гармонирует с живописным окружающим пейзажем. Этому способствуют усложнение наружного расчленения и архитектурная декорация стен, соблюдена характерность уступчатых лопаток, закомары и большое количество колонок различных размеров, характерных для владимирско-суздальской архитектуры, арочки фриза опираются на миниатюрные колонки. Порталы, барабан и апсиды также украшены колонками. Поперечное сечение лопаток придает наружным стенам глубокий рельеф и насыщает их поверхности сочной пластикой.

Большую роль в композиции здания играют перспективные порталы, в которых богатство архитектурной декорации сочетается с монументальностью.

Наш храм – образец того, как бережно и разумно хранятся традиции строительства православных храмов. Вносятся новые технологии, но каноны храмового православного зодчества незыблемы с течением веков. Частичка древней Руси, но в современном исполнении. Не среди зеленых лугов и рек, а среди вековых сосен. В этом и есть наша связь с русской историей и культурой. В этом и есть дух нашей большой и прекрасной страны.

Марьяна Антипова
Игорь Курицын

Храмовая Архитектура образует алфавит:

Апсиды (1) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглый алтарный выступ размещенный с восточной стороны храма, имеющие собственное перекрытие.

Аркатура (2) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

Барабан (3) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

Закомары (4) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.

Крест (5) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.

Конха (6) (в переводе с греческого – раковина) – перекрытие в форме полукупола над апсидой

Купол (7) – свод с полушаровидной, а затем (с XVIв.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.

Пиля́стра Лопатки (8), или лизены, — разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода. * Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Подзор (9) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Прясло (10) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.

Цоколь (11) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

Па́перть (12) – открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Портал (13)

Яблоко (14) – шар на завершении купола под крестом.

Запись опубликована в рубрике Приход. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий