Внимательное изучение русской литературной классики ХIХ века показывает наличие ее глубокой связи с православным мировоззрением. Так уже в знаменитой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» показано одно из личностных противоречий, которое стало в дальнейшем важной темой русской художественной литературы. Это противоречие между необходимостью жить «по совести», в соответствии со стремлением приносить пользу обществу, и навязываемой ролью карьеристов, приспособленцев, циников, ставящих свои эгоистические интересы выше интересов общественных. Все персонажи пьесы выбирают последнее за исключением главного героя Чацкого, обладающего повышенной чуткостью и обостренной критичностью по отношению к лицемерию и аморальности современного ему светского общества. Характерно, что и сам герой в известной мере вынужден играть по правилам этого общества, оставаясь заложником своей любви к героине пьесы Софье. Примечательно, что одиночество Чацкого в обществе и бегство от него по сути дела открывают галерею «лишних людей» в русской литературе (Онегин, Печорин, Бельтов и т.д.), являющихся в значительной мере жертвой общества, живущего не по христианским заповедям. Почему именно христианским?
Все эти герои так или иначе испытывают дефицит любви и внимания к ним в окружающей социальной среде, существующей как бездушный механизм взаимодействия личин и масок вместо лиц и живых людей. Дефицит «лишние люди» пытаются восполнить за счет имитаций искренней любви, человеческих привязанностей, постепенно теряя саму способность любить и тем более жертвовать чем-либо для своих близких. Отражение этого процесса русскими писателями показывается как жестокий урок для тех, кто пытается жить, нарушая прежде всего христианскую заповедь любви к ближнему с последующим неизбежным нарушением других заповедей как следствие этого нарушения («Не прелюбодействуй», «Не желай жены ближнего своего…»).
Наряду с персонажами, так или иначе «отпадшими» от Христа, в русской художественной литературе было создано много образов, утверждающих торжество христианской морали и соответствующих устремлений. В произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин» таким персонажем оказывается Татьяна Ларина (характерно, что поэт даже вначале думал назвать роман ее именем).
Христианская тематика пронизывает основные мотивы и темы в лирике поэта, принесшей ему мировую славу. Это прежде всего тема призвания поэта нести миру христианские истины, милосердие, сострадание и свободу («Во глубине сибирских руд…», «Пророк», «Памятник» и т.д.).
Огромная глубина философских обобщений христианской направленности отличает трагедии А.С.Пушкина.
Своеобразным манифестом христианского мировоззрения А.С.Пушкина явилась его повесть «Капитанская дочка». По сути дела, это произведение является художественной иллюстрацией провозглашаемой православием неизбежности получения награды или наказания (в зависимости от своих деяний) человеком уже здесь, в земном мире. Именно сам человек способен превратить свою жизнь в ад или в рай до того, как уйдет в мир иной. Христианские мотивы широко представлены и в других произведениях А.С.Пушкина – пагубные нравственные последствия страсти к игре («Пиковая дама»); отрыв государственной власти от целей гуманизма и защиты от своих граждан («Медный всадник») и т.д.
Фактически великий поэт развернул широкую тематику и проблематику, так или иначе связанную с христианской этикой, осуществив своеобразное «творческое задание» последующим поколениям русских писателей, исповедующим православное мировоззрение.
Христианские мотивы также составили основу произведений великого русского писателя Н.В.Гоголя. Даже в такой, казалось бы, далекой от христианской проблематики комедии как «Ревизор» можно видеть скрытый глубокий духовно-религиозный смысл, заключающийся в показе разрушительных последствий имитации добропорядочного поведения, прикрывающего стяжательство и аморализм.
Христианским духом пронизано, пожалуй, главное произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души». Известен замысел автора — создать трилогию по аналогии с произведением Данте, включающей в себя соответствующие части: «Ад», «Чистилище», «Рай». Первый том «Мертвых душ» представлял собой первую часть; так и не созданные в конечном счете второй и третий том должны были завершить трилогию о христианском преображении главного героя. Уже в вышедшем в свет первом томе произведения можно видеть воплощение главной идеи автора – «душевной смерти» героев в результате торжества пошлости, привязанности к мирской суете, материальным земным благам.
Христианскими мотивами в значительной мере пронизано творчество великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Это можно отнести как к его стихотворным, так и к прозаическим произведениям.
Критика бездушного лицемерного светского общества и главного героя, так и не открывшего своего сердца для настоящей жертвенной любви, присутствует в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (характерное название). Это произведение приобрело силу огромной художественной выразительности благодаря глубокому христианскому взгляду поэта на взаимоотношения между близкими людьми.
Связь христианской этики с творчеством М.Ю.Лермонтова присутствует и в его прозе, где самым знаменитым произведением поэта считается «Герой нашего времени». Открытая поэтом «болезнь Печорина» есть по сути проявление состояния неприкаянности, возникающее от чрезмерной гордыни человека, отвергающего дар христианской любви.
Тема трагизма потери христианской любви является одной из главных и в творчестве И.А.Гончарова. Современными исследователями установлен факт глубокой религиозности писателя, сформированной у него с раннего детства. Сам писатель открыто почти не поднимает проблемы христианской этики, но она составляет основное содержание его произведений. Характерны имена персонажей, отражающих религиозное мировоззрение писателя: Адуевы, Райский, Вера и т.д.
Среди писателей, наиболее полно выразивших в творчестве особенности русской ментальности, одно из ведущих мест принадлежит великому русскому драматургу А.Н.Островскому. Даже при всем разнообразии произведений, ориентированных на христианскую мораль, есть одно, выделяющееся особой глубиной в интерпретации христианских заповедей, позволяющее считать это произведение выдающимся вкладом в христианскую этику и педагогику. Это драма «Гроза».
Основное противостояние в пьесе осуществляется между изувером, религиозной ханжой Кабанихой и ее невесткой Катериной, которая, несмотря на все прегрешения, остается в глубине души пусть заблудшим, но глубоко религиозным человеком.
Объем статьи не позволяет рассмотреть основы христианской этики в произведениях других русских писателей: Тургенева, Лескова, Чехова, Куприна и т.д. Но есть авторы, которых нельзя не упомянуть как величайших христианских мыслителей, известных всему миру. Это, конечно, Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский.
О христианском мировоззрении Л.Н.Толстого написано много исследовательских работ. Остановимся на самом существенном в его творчестве и христианских воззрениях, имеющих отношение к нашей теме.
Л.Н.Толстой создал собственную христианскую этику, своеобразие которой в результате привело его к отлучению от церкви Синодом. Это событие вызвало неоднозначную реакцию как в России, так и во всем мире.
Центральной заповедью Л.Н.Толстого стало «непротивление злу насилием». Ненасилие, по мнению писателя, приводит в итоге к нравственному самосовершенствованию. Кроме того, необходимо дать злу возможность исправиться через ненасилие по отношению к нему (исключая моральное сопротивление злу). Именно коллективное непротивление злу может, по мнению Л.Н.Толстого, объединить людей.
Главное обвинение, предъявляемое Л.Н. Толстым официальной церкви, заключалось в злоупотреблении ее представителями пассивной религиозной жизнью в ущерб активной социальной христианской практике. Поэтому Л.Н.Толстой предпочитал «Нагорную проповедь» «Символу веры», осуществив своеобразную секуляризацию православного мировоззрения для утверждения и распространения своих взглядов.
Несмотря на крайности и противоречия в религиозном мировоззрении Л.Н.Толстого, его творчество можно оценить как выражение народного духа религиозной веры, питаемого крестьянской патриархальной психологией, что является одной из важнейших черт православной этики.
Другой титан христианской мысли и творчества, Ф.М.Достоевский, признан самым православным русским писателем, наиболее полно воплотившим в своих произведениях содержание христианской этики. В центр православного мировоззрения великий писатель поставил необходимость Божьего сострадания и милосердия при условии искреннего покаяния.
Главная заслуга Ф.М.Достоевского перед отечественной религиозной мыслью и христианской этикой заключается в его всестороннем показе разрушительных психологических последствий для человека несоблюдения или искажения христианских заповедей. В решении этой задачи, далеко выходящей за рамки художественных, Ф.М.Достоевскому нет равных в мире.
Александр Каменец
Профессор культурологии, профессор факультета искусств РГСУ
ЛИТЕРАТУРА:
1.Достоевский Ф.М. Избранное. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2000. – 400 с.
2.Мень А. Библия и литература. – М.: Издательский дом «Жизнь с Богом», 2009. – 416 с.
3.Розанов В.В. Около церковных стен. – М.: Изд-во «Республика», 1995. – 559 с. 4.Святополк-Мирский Д. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. – Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2009. – 872