Религиозные мотивы в русской художественной литературе XI-ХVIII веков

Связь христианской этики с русской художественной литературой прослеживается на протяжении всей истории отечественного литературного творчества. При этом исследователями отмечается, что, возникнув в ХI веке, русская литература вплоть до ХVII века практически не соприкасалась с латинским христианским миром [3].

Первые этапы становления русской литературы в контексте христианской этики мы рассмотрим на основе выдающегося труда Дмитрия Петровича Святополка-Мирского «История русской литературы с древнейших времен по 1925 год» [3]и лекции Александра Меня «Библия и литература» [1].

В конце Х века, испытав влияние Византии, русская литература стала формироваться на основе греко-православной и святоотеческой традиции. Этому способствовали переводы на церковно-славянский язык Библии и богослужебных текстов.

Особо следует выделить киевский период развития древнерусской литературы, когда зарождалась ее письменная традиция. Появляется жанр русской агиографии (богословская дисциплина, изучающая жития святых и церковные аспекты святости), где особо следует выделить первого выдающегося агиографа-летописца монаха Нестора, написавшего жития князей-великомучеников Бориса и Глеба и житие святого Феодосия. Следующим сочинением, явившимся знаменательной вехой в становлении русского христианского самосознания, было «Поучение детям Владимира Мономаха», в котором автор демонстрирует не только чувство гражданского долга, но и образцы христианского смирения, глубокую набожность, не затронутые гордыней княжеской власти. Значительным памятником является также «Моление Даниила Заточника», написанное в жанре обращения к князю, в котором присутствует множество цитат из Библии.

Самыми знаменательными памятниками древнерусской литературы, безусловно, считаются летописи, в которых содержатся исторические сведения о принятии  христианства князем Владимиром, о провиденциализме[1] в русской истории, о необходимости прекращения междоусобных войн и другие. Указывается, что представленную в летописях историю «по прямоте и всепонимающей человечности …можно было бы сравнить даже с рассказами из книги Бытия» [3, с.41].

Во всемирно известном «Слове о полку Игореве» сочетаются идеи патриотизма с их христианским обоснованием.

По мнению А.Меня, «когда мы переходим к другим библейским темам, то находим, что почти все крупные писатели и поэты XVIII века в России так или иначе отзывались на эти темы» [1, с.99].

Например, такой крупный писатель этого периода как В.К.Тредиаковский написал парафраз Песни Моисея из Второзакония. Библейский текст послужил для него поводом к осмыслению будущего и прошлого России с позиций суровой правды, а не казенного оптимизма.

Великий русский ученый XVIII века М.В.Ломоносов оставил о себе память не только как выдающийся ученый и исследователь, чье мировоззрение включало в себя веру в божественный промысел и высшую разумность мироздания (идеи предустановленной гармонии), но и как создатель замечательных литературных произведений, прославляющих волю, замысел Творца. Это его стихи «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о Божием величестве», ода «Выбранное из Иова». Как отмечает А.Мень, «для него самого зрелище природы как откровение Божией мудрости очищало душу, возвышало, и человек на лоне природы, перед звездным небом и пред чудесами мироздания, забывал о своем горе, о своем малом горе земном» [1, с.110].

Выдающимся мыслителем и автором литературных произведений этого периода, в которых отражается христианская проблематика, является Г.С.Сковорода. Среди его сочинений «Начальная дверь к христианскому добронравию», «Икона алкивиадская», «Книжечка о чтении Священного Писания, нареченная Жена Лотова». В них мыслитель уделяет особое внимание важности искренней веры, пусть даже не всегда подтверждаемой внешним исполнением религиозных обрядов, постижению сокровенного смысла Священного Писания при несущественности многих второстепенных подробностей.

Рубеж ХVIII – начала ХIХ века ознаменовался появлением гигантской фигуры в русской литературе, в значительной мере определившей ее развитие и своеобразие, Г.Р.Державина. Его знаменитая ода «Бог» по своей мощи и масштабности иногда даже сравнивается с «Божественной комедией» Данте. Бог в понимании поэта — это та непостижимость, которая позволяет человеку достичь смирения в осмыслении себя в мире и ощутить свою связь с Творцом всего сущего:

«О Ты, пространством безконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в Трех Лицах Божества!

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все Собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем: Бог.»

В завершение своей оды Г.Р.Державин предлагает и соответствующую христианскую антропологию, размышляя об истинном предназначении человека:

«Твое созданье я, Создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ податель,

Душа души моей и Царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое безсмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

 И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! – в безсмертие Твое!»

К концу жизни уже одой «Христос» поэт подводил итоги своего земного существования, размышлял о перипетиях человеческого существования на основе христианской этики.

Оценивая дальнейшее развитие русской художественной литературы в аспекте присутствия в ней христианских мотивов, можно отметить такую главную особенность творчества русских писателей как стремление соотнести общественные и социальные проблемы с проблемами духовного самосовершенствования, связанного с необходимостью служения людям, обществу. Среди качеств личности, необходимых для такого служения, в лучших произведениях русской художественной литературы на первый план выносятся такие качества как способность к сострадательности, отзывчивость на человеческие невзгоды и несчастья тех, кто оказывается незащищенным перед социальной несправедливостью, стремление к реальному участию в решении проблем и неблагополучий «униженных и оскорбленных». Именно в соответствии с этими ценностными установками русские писатели создавали свои произведения и персонажи.

Один из основателей «натуральной школы» писатель-драматург Д.И.Фонвизин в своих произведениях так или иначе отразил дух христианской этики несмотря на то, что в текстах его пьес нет прямого указания на Христа, прямой связи с христианской проблематикой. В своей критике рабского подражания многими русскими помещиками культуре Запада («чужебесие», по выражению Д.И.Фонвизина) и жестокого обращения с крепостными и слугами писатель предвосхитил многие нравственные и религиозные искания русских писателей ХIХ века. Великого драматурга в первую очередь интересовали нравственные качества соотечественников. Под этим углом зрения он осуществлял в своих произведениях критику системы образования, оторванной от традиционных духовно-нравственных основ, актуальную и для нашего времени Таким образом, положения христианской этики составляют основное духовно-мировоззренческое и художественное содержание русской литературы ХI-ХVIII веков и в этом качестве произведения отечественных писателей оказывали и оказывают влияние на духовно-нравственную культуру нашего народа.

Профессор Александр Каменец


[1] Провиденциализм — историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.

Запись опубликована в рубрике Приход. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий