Два гения: Ефрем Сирин и Александр Пушкин

В первую неделю Великого Поста священник, облачённый в чёрные одежды, читает покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, стоя лицом к Царским вратам. Чтение молитвы начинается со среды Масленицы и заканчивается в Страстную Среду. Молитва читается трижды и сопровождается земными поклонами, как священника, так и прихожан:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.» Затем священник совершает двенадцать поясных поклонов со словами: «Боже, очисти мя грешного.»

Покаянная молитва родом из Сирии IV века. Святой Ефрем родился в 306 г. в городе Низибия, располагающемся на территории Месопотамии (сегодня этот населенный пункт находится на юго-востоке Турции). К подвижничеству он пришел не сразу: в подростковом возрасте у Ефрема был очень сложный характер. Как-то раз он выпустил на свободу корову бедняка, и ее загрызли хищники. В своем проступке молодой человек так и не признался. Вскоре с ним случилось поучительное происшествие: по поручению родителей он отправился в город, выпил со встречным пастухом вина и заснул. Наутро из отары пропала овца, в этом обвинили невиновного Ефрема и заточили в темницу. Там юноша увидел сон, в котором ангел сказал ему, что тот несет праведную кару за прошлый грех. Святой Ефрем вспомнил, как по его вине погибла корова бедняка и раскаялся. После этого настоящего вора нашли и молодого человека отпустили.

Так святой Ефрем начал свою подвижническую жизнь. Большое влияние на святого оказал святитель Иоаким Низибийский, от которого праведник научился вере и духовной мудрости. В жизни святого было много чудесных случаев: как-то раз его обвинили в совращении девушки, которая родила ребенка. Подвижник подвел ребенка к алтарю и помолился. Младенец назвал имя настоящего отца, и обвинение со святого сняли.

Спустя какое-то время произошло еще одно чудо: на город напал персидский царь. По молитве праведника врагов атаковали полчища насекомых, и город остался невредим.

Однажды, когда святой пребывал в христианском городе Эдессе, ему пришло откровение о том, что он должен заниматься просветительством через писательские труды. Его первой серьезной работой стало “Толкование Моисеева Пятикнижия”.

Его работы можно разделить на несколько видов:

  • толкование Священного Писания;
  • наставления мирянам и инокам;
  • ответы на основные религиозные и догматические вопросы;
  • сочинения, обличающие людские грехи.

Из своих учеников святой Ефрем организовал духовное училище, готовящее священнослужителей. Стремясь к духовному росту, он посетил египетскую пустыню, где познакомился со многими праведниками, и принял сан диакона.

Вскоре святой Ефрем заболел и скончался. Перед смертью он призывал богачей помогать беднякам и не устраивать ему пышных похорон.

Литературное наследие святого очень богато. У праведника много проповедей и толкований Священного Писания, его произведения переведены на многие языки. Пример его жизни показывает, как покаяние способно изменить человека и впустить в сердце Бога.

Разберем молитву этого великого святого, ее смысл.

В этой покаянной молитве порокам противопоставлены добродетели, способные помочь человеку в борьбе с грехом:

Дух праздности — это лень и духовное и физическое расслабление. Уныние — это недоверие Богу и ропот на него. Любоначалие — это любовь к власти. Празднословие — пустота разговоров, брань, осуждение.

Но есть и те духовные качества и стремления, которые помогают справляться с пороками. Целомудрие — нравственная и физическая чистота от пороков и греховных помыслов. Смиренномудрие — мудрое смирение, не превозношение себя над другими, осознание своей греховности. Терпение — умение сдержать себя от уныния или гнева, умение ждать и верить. Дух любви — любовь к другим, умение прощать и заботиться. Это приближает человека к Богу.

Молитву Ефрема Сирина творчески переработал Александр Сергеевич Пушкин. К концу жизни поэт был глубоко верующим человеком.

Отцы пустынники и жёны непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи. 

Александр Сергеевич восхищается силой этой молитвы, она является для него особенной, очищающей душу и дающей «неведомую силу». Стихотворение написано ямбом, композиция произведения разделена на две части: в первой поэт пишет о предыстории создания молитв в целом, во второй творчески перекладывает молитву святого Ефрема в стихотворение. Интересно, что А.С. Пушкин использует инверсию, т.е. обратный порядок слов, например, “и падшего крепит”, что придает стихотворению особую ритмику. Автор использует и поэтические средства: эпитеты (“неведомою”, “унылой”), метафору (“змеи сокрытой сей”).  Это стихотворение входит в незавершённый «Каменноостровский цикл». Через год после его написания поэт скончался (по знаменательному совпадению, на следующий день после дня памяти святого Ефрема Сирина, 28 января по Юлианскому календарю). Два поэта, по-разному ищущие Бога, по-разному работающие над своей душой, соединились в разном, но в то же время близком творчестве — творчестве покаянном и глубоко духовном. И сколько ещё людей, приходящих в храм в Дни Великого поста, будет работать над своими помыслами, пороками, грехами, чтобы очистить душу и приблизить её к Царствию Небесному? При строгом свете свечей будет литься сознательная покаянная молитва, и сердца будут стремиться к Богу, к его любви…

Черновик стихотворения с рисунком (А.Пушкин)

Дарья Каменец

Добавить комментарий